Уроки естествознания


"Конечная цель курса естествознание в общеобразовательных заведениях - привести учащегося к правильному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук" А.Я. Герд

понедельник, 27 декабря 2010 г.

Тесты по естествознанию

Необходимость контроля знаний учащихся важный момент преподавания любого предмета. Для практически всех школьных дисциплин созданы сборники тестовых заданий. С проверкой знаний по естествознанию в профильной школе существует проблема. Я еще ни разу не встречала в книжных магазинах готовых продуктов такого направления. Выхожу из ситуации, используя тесты по КСЕ для высшей школы, материалы ЕГЭ по биологии и обществознанию. Предлагаю свой вариант такого сборного теста.


Итоговый тест по материалам курса «Естествознание» за 1 четверть 10 класс
1 вариант
1. Наука—это:
а) компонент духовной культуры;
б) элемент материально- предметного освоения мира;
в) элемент практического преобразования мира;
г) результат обыденного, житейского знания.
2. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:
а) биологии; б) агротехнике; в) химии; г) физике.
3. Среди теоретических методов исследования отсутствует:
а) логический; б) исторический; в) экспериментальный; г) дедуктивный.
4.Для живых организмов нехарактерно:
а) способность обмена с окружающей средой;
б) метаболизм;
в) деление и отпочкование;
г) закрытость системы.
5. Единица строения и жизнедеятельности живого организма — это
а) молекула; б) атом; в) ткань; г) клетка.
6. Геном человека — это:
а) нуклеотидная последовательность участков отдельных генов;
б) совокупность всех генов и межгенных участков ДНК
в) полимерная цепь конкретной ДНК;
г) ДНК.
7. «Экосистема» — это синоним термина:
а) популяция; б) биоценоз; в) биогеоценоз; г) биосфера.
8. К эмпирическим научным методам относится:
а) анализ; б) наблюдение; в) дедукция; г) предметное моделирование.
9. Укажите объект, не относящийся к предмету изучения естествознания.
а) марсианские каналы; б) скелет человека; в) литосфера Земли;
г) промышленные роботы; д) суспензии.
10. Укажите фамилию ученого, который не являлся естествоиспытателем.
а) Леонардо да Винчи; б) Адам Смит; в) Галилео Галилей; г) Иоганн Кеплер
11.Укажите вид энергии, который используют растения в процессе фотосинтеза.
а) тепловая; б) химических связей; в) биологическая; г) активации; д) солнечная.
12. Укажите название содержимого живой клетки, находящегося в ее оболочке.
а) протоплазма; б) цитоплазма; в) матрикс; г) кариоплазма; д) гиалоплазма
13.Основной функцией генов является
А)кодирование синтеза белка Б)транспорт ионов в)гормональная регуляция
Г)запасание химической энергии
14. Основным вопросом биологии является вопрос
А)как устроена наша Вселенная?
Б)чем живая материя отличатся от неживой и что является толчком при рождении жизни?
В)что ждет человечество в будущем?
Г)как выйти из экологического кризиса?
15.Д. И. Менделеев, создавая свою периодическую таблицу, расположил все химические элементы в
А)соответствии с их атомной массой Б)алфавитном порядке
В)соответствии с количеством электронов на их внешней электронной оболочке
Г)соответствии со значениями их атомных радиусов
16.Демокрит, Аристотель, Эпикур, Эмпедокл являлись представителями
А)биологии Б)ремесленной химии В)натурфилософии Г)космологии
17.Система мира Аристотеля является
А)гелиоцентрической Б)геоцентрической
В)ограниченной частью Вселенной Г)метагалактической
18.Создателем первой грандиозной систематизации растительного мира по произвольно выбранным, зачастую единичным признакам является
А)Ч. Дарвин Б)М. B. Ломоносов В)Л. Пастер Г)К. Линней
19.В 1869 году
(A) Уотсоном и Криком была предложена модель строения ДНК
(B) Д. И. Менделеев сделал знаменитое открытие периодического закона химических элементов
(C) Н. Коперник обнародовал свою революционную идею гелио-центрического устройства мира
(D) Ч. Дарвин создал теорию естественного отбора
20.Гелиоцентрическая картина мира была впервые создана
А)Дж. Бруно Б)Н. Коперником В)Аристотелем Г)Эйнштейном
21.Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе
А)искусства Б)науки В)производства Г)образования
22. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
А)теоретического анализа
Б)социального эксперимента
В)непосредственного наблюдения
Г)обобщения повседневного опыта
23.Познавательная деятельность в отличие от трудовой
А)предполагает наличие цели Б)направлена на постижение истины
В)требует специальной подготовки Г)носит полезный характер
24. К автотрофным организмам относят
А)мукор
Б)дрожжи
В)пеницилл
Г)хлореллу
25.Фрагмент цепи ДНК, кодирующей полипептидную цепь, ГЦАЦТГ. Укажите нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы иРНК, антикодоны молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого дипептида, и аминокислотный состав дипептида. Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.
26.Назовите три основные геометрические модели Земли.
27. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.


2 вариант
1. Научное познание опирается на способ отражения мира:
а) художественно-образный; б) рациональный;
в) религиозный; г) интуитивно-мистический.
2.Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:
а) знания-интуиции; б) знания-информации;
в) знания-умения; г) знания-оценки
3.Среди эмпирических методов исследования имеется:
а) логический; б) наблюдение; в) индуктивный; г) аналитический.
4.Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:
а) биосферой; б)биоценозом; в)популяцией; г)биогеоценозом.
5. Образование живыми растительными клетками органических веществ называется:
а) хемосинтезом; б) фотосинтезом; в) органическим синтезом; г) хлоропластом.
6.Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, — это:
а) клетка; б) организм; в) популяция; г) биоценоз.
7.К теоретическим научным методам относится:
а) эксперимент; б) синтез; в) наблюдение; г) измерение
8. Укажите обозначение марганца в таблице химических элементов.
а) Мn; б) Мо; в) Mg; г) Ma; д) Md.
9.Укажите название науки, которая не относится к группе естественных наук.
а) физическая химия; б) астрофизика; в) микроэкономика; г) анатомия;д) биомеханика.
10. Укажите название науки, в которой изучается живое вещество на клеточном уровне.
а) цитология; б) генетика; в) геронтология; г) эмбриология; д) молекулярная биология.
11.Укажите название органоидов клеток зеленых листьев, в которых происходит фотосинтез.
а) митохондрии; б) рибосомы; в) полисомы; г) хромосомы; д) хлоропласты.
12.Укажите название организмов, которые не являются гетеротрофами.
а) дробянки; б) грибы; в) микроорганизмы; г) животные; д) человек.
13.Укажите название процесса удвоения молекул ДНК.
а) репликация; б) транскрипция; в) трансляция; г) транслитерация; д ) дублирование.
14.Укажите название метода умозаключений, при котором свойства одного объекта переносятся на другой при наличии схожести поведения этих объектов в определенных условиях.
а) метод аналогий; б) мозговая атака; в) синектика; г) моделирование; д) имитация.
15.Кеплер установил, что
А)движение планет и Солнца происходит по окружностям, в центре которых находится Земля
Б)все планеты движутся по окружностям, в центре которых находится Солнце
В)все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце
Г)некоторые планеты находятся в покое
16.Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается
А)молекулярная природа белков Б)макроэволюция
В)живая природа в ее естественном состоянии Г)проницаемость клеточной мембраны
17.М. Шлейден, является одним из основателей
А)теории упорядоченности и организованности живой материи
Б)теории наследственности
В)теории естественного отбора
Г)концепции прокариотной и эукариотной клеточной организации
18.Порядок расположения в молекулах белка целых двадцати аминокислот кодируют всего четыре
А)фосфолипида Б)кодона В)гена Г)нуклеиновых основания
19.Элементарная единица наследственного материала, кодирующая одну аминокислоту, получила название
А)ген Б)хромосома В)ДНК Г)Кодон
20.Особая роль физики в естествознании заключается в том, что она
А)является одной из специальных наук, входящих в систему естествознания
Б)изучает процессы, протекающие внутри атомного ядра
В)закладывает необходимый теоретический фундамент под все естествознание
Г)разрабатывает современную электронную технику
21.Обмен веществ в живых клетках иначе называется
А)дыхание Б)деление В)метаболизм Г)репродукция
22. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это
А)общение Б)понимание В)творчество Г)познание
23. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
а) лисица  дождевой червь  ёж  листовой опад
б) листовой опад  дождевой червь  ёж  лисица
в) ёж  дождевой червь  листовой опад  лисица
г) дождевой червь  ёж  лисица  листовой опад
24. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
листовой опад  ……  еж  лисица?
А)крот
Б)кузнечик
В)дождевой червь
Г)плесневые грибы
25.Фрагмент цепи ДНК, кодирующей полипептидную цепь, УЦЦААГ. Укажите нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы иРНК, антикодоны молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого дипептида, и аминокислотный состав дипептида. Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.
26.Укажите названия единицы наследственной информации и структурного элемента клетки, в котором эта информация содержится. Как называется часть клетки, в которой находится этот структурный элемент?
27.Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...